Энциклопедия социологии
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - результат эмоционально-когнитивного процесса
осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с
представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко
личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.
Понятие "И.Э." не эквивалентно понятиям "этничность", "этническая
принадлежность", "этническое самосознание", "этническая идентификация". Если
этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом
категория на основе объективных критериев, то И.Э. - это результат
самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа
окружаемого мира и своего места в нем (Т.Г. Стефаненко). Истинная И.Э. человека
может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической
принадлежностью.
И.Э. не тождественна и этническому
самосознанию, поскольку И.Э. не сводится только к осознанию этнической
принадлежности, т.к. содержит в себе слой этнического бессознательного (В.С.
Лурье, Г.У. Солдатова, А.В. Сухарев и др.), а также потому, что предполагает
эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической
принадлежности (Т.Г. Стефаненко). Наряду с причислением индивидом себя к
представителям своего этноса И.Э. включает прежде всего глубоко значимое
переживание данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе
представлений личности о себе.
Если идентификация (см.) - это
процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то
идентичность - это результат и итог процесса идентификации (Tajfel H.).
Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые
интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности (Erikson
E.). Среди основных критериев этнической идентификации могут быть такие, как
родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее
историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей
территории проживания и мн. др. В разные исторические периоды у разных народов
доминирующая роль как ведущих критериев этнической идентификации, так и
этноидентифицирующих признаков может меняться. Посредством идентификации
транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и
ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически
обусловленного мировосприятия.
В исследовании И.Э. выделяются
психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е.М.
Галкина). В центре внимания психологического подхода личность как носитель
этнокультурных особенностей и качеств. Здесь И.Э. рассматривается как одна из
составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках
социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель
этнической группы, а И.Э. - как компонент социальной идентичности. Главным
объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является
этническая общность, или группа (В.П. Павленко). И.Э. здесь исследуется как один
из базовых феноменов этнического самосознания.
В структуре И.Э. выделяют два
основных компонента: когнитивный и аффективный (эмоционально-ценностный). Первый
из них, характеризуя содержательное наполнение И.Э., объединяет знания и
представления о этнической принадлежности, о своей и чужих этнических группах
(этническую осведомленность), самоназвание (этнический ярлык-этноним), основные
критерии этнической идентификации, а также этнодифференцирующие и
этноидентифицирующие признаки, которые лежат в основе этнического отождествления
и уподобления. Эмоционально-ценностный компонент, объединяя переживание
человеком тождественности с этнической общностью, удовлетворенность собственной
этнической принадлежностью, оценку ее значимости, желание принадлежать
этнической группе, а также комплекс этнических чувств (гордости, любви,
преданности, приверженности, солидарности, самоуважения и достоинства, обиды,
стыда, вины, ущемленности, униженности и мн. др.), в целом отражает отношение
индивида к факту собственной этнической принадлежности, его отношение к своей
этнической общности в целом, а также ее оценку.
Среди параметров И.Э. выделяют: 1) значимость И.Э.; 2) актуальность И.Э.; 3)
валентность И.Э. (В.Н. Павленко и др.). Под значимостью И.Э. понимается
субъективная важность этнической суб-идентичности для человека. В соответствии с
валентностью И.Э. характеризуется как позитивная или негативная. Позитивная И.Э.
является наиболее естественной, нормальной, более распространенной для
большинства людей формой И.Э., когда чувство этнической принадлежности порождает
ощущение стабильности, безопасности и защищенности. Негативная И.Э., являясь
результатом неблагоприятного межэтнического сравнения, отражает негативную
оценку представителей своей этнической группы. Негативная И.Э. чаще присуща
представителям недоминантных этнических групп и этнических меньшинств.
Негативная И.Э. связана с комплексом таких чувств, обусловленных этнической
принадлежностью, как неуверенность, неполноценность, униженность, ущемленность,
стыд за свой народ и др.
Следствием негативной оценки своей этногруппы и самоотождествления с ней могут
выступать следующие стратегии поведения: 1) принятие индивидом собственной
негативной И.Э. (Т.Г. Стефаненко); 2) "разотождествление" себя и своего народа,
относя негативные суждения к другим членам этнической группы, но не к себе
самому (В.С. Собкин); 3) стремление сменить свою этническую группу и,
соответственно, сменить свою этническую принадлежность (Tajfel H., Turner J.C. и
др.). Результатом последней стратегии могут являться такие типы измененной И.Э.,
как: моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; биэтническая
идентичность, маргинальная И.Э. (J. Berry).
Под влиянием различных факторов И.Э.
актуализируется, "оживает", претерпевает определенные трансформации. Если
позитивная И.Э. представляет собой баланс толерантного отношения к своей и
другим этническим группам, являющийся важным условием самостоятельного
стабильного существования этнической общности в полиэтническом окружении, то
изменения И.Э. (относительно позитивной И.Э.) могут происходить в направлении
как ее ослабления, так и усиления.
Выделяют следующие виды трансформаций
И.Э. по типу: а) этнической индифферентности; б) гиперидентичности
(национального фанатизма, этноизоляционизма и этноэгоизма); в) гипоидентичности
(этнонигилизма). Гипоидентичность характеризуется негативизмом по отношению к
собственной этнической группе. Гиперидентичность сравнивают со своеобразным
этническим нарциссизмом, базирующемся на этноцентризме. Проявлением крайних форм
гиперидентичности является сверхпозитивное отношение к своему этносу, готовность
к любым жертвам во имя его интересов наряду с выраженной нетерпимостью,
враждебностью, даже ненавистью к другим народам (С.В. Рыжова и Г.У. Солдатова).
Являясь одним из важнейших
составляющих компонентов социальной идентичности, И.Э. тесно взаимосвязана с
другими из них. Такими, как гражданская, конфессиональная, европейская и др.
идентичности. Вместе с тем к особенностям, присущим только И.Э., относят ее
мифологичность, основывающуюся на идеях и мифах об общих культуре,
происхождении, истории (Г.У. Солдатова); обращенность И.Э., воплощенной в
культурной традиции, в прошлое, в отличие от других форм идентичности,
ориентированных на настоящее или будущее (G. De Vos); чувствительность и
зависимость И.Э. от ряда обстоятельств, этносоциального статуса этнической
группы в системе межэтнического взаимодействия, условий социокультурного
контекста, динамики межэтнических отношений, их характера и состояния и др.
факторов.
Л.И. Науменко
Добавить комментарий